Подготовка специалистов по вакуумной технике была начата на кафедре теоретических основ теплотехники в 1975 году, а первый выпуск молодых специалистов состоялся в феврале 1981 года. В июне 1985 года курс вакуумной техники был выделен в самостоятельную кафедру "Вакуумная техника электрофизических установок". Заведующим кафедрой ВТЭУ стал заслуженный деятель науки и техники РТ, д.т.н. профессор Габдльнур Хабибрахманович Мухамедзянов, который возглавляет кафедру и по сей день.
Кафедра ВТЭУ является профилирующей и осуществляет подготовку инженеров по специальности "Вакуумная и компрессорная техника физических установок" и бакалавров по направлению "Энергомашиностроение'. За 20 лет кафедра выпустила более 700 инженеров и является единственной кафедрой такого профиля в России.
С 1986 года в состав кафедры входит филиал, действующий на базе АО "Вакууммаш" - крупнейшего в России и странах СНГ предприятия по разработке и выпуску вакуумного оборудования. Ведущие специалисты АО "Вакууммаш' привлекаются к чтению лекций и проведению лабораторных занятий, а цеха, конструкторские отделы и лаборатории являются основными базами практик.
За время обучения студенты изучают 16 специальных курсов и выполняют более 70 лабораторных работ. Для этого используются и лабораторные стенды и действующие промышленные установки. Например, только парк напылительных установок, используемых для учебного процесса, включает в себя резистивную, две магнетронные, электро-дуговую, ионно-плазменную.
В ходе обучения большое внимание уделяется курсам применения ЭВМ в инженерных расчетах и системам автоматизированного проектирования. При этом на кафедре постоянно пополняется база данных по автоматизированному проектированию элементов вакуумных систем и установок. Значительная часть расчетов и чертежей курсовых и дипломных проектов выполняются на компьютере с использованием табличного процессора Excel, текстового редактора Word и системы проектирования AutoCAD.
Следует отметить, что большинство проектов и работ студенты выполняют по реальным заявкам АО "Вакууммаш" и других предприятий, причем основная их часть внедряется в производство. Положительным моментом является и то, что сократившаяся из-за общей экономической ситуации в стране база практик студентов в последние два года снова стала расширяться. Причем во многом благодаря новым государственным и частным малым предприятиям, не только эксплуатирующим, но и разрабатывающим вакуумную технику. Отрадно, что руководителями многих этих предприятий являются выпускники кафедры.
Дополнительным видом образовательной деятельности кафедры является проведение курсов по повышению квалификации и переподготовке кадров промышленных предприятий с выдачей удостоверений государственного образца. Данная работа ведется по двум направлениям:
эксплуатация и монтаж вакуумного откачного и технологического оборудования;
оборудование и технологические процессы вакуумного напыления.
При этом завязываются новые контакты с предприятиями, что положительно сказывается на расширении базы практик и увеличении мест распределения выпускников.
Учебный процесс на кафедре ведут 16 преподавателей, среди которых 2 доктора технических наук, профессора и 11 кандидатов наук, доцентов.
Научная деятельность кафедры охватывает более десяти направлений, которые непосредственно связаны с вакуумной техникой. Среди них: исследование двухроторных и струйных насосов, исследование теплофизических и переносных свойств вакуумных рабочих жидкостей, исследование физических явлений и процессов в вакууме, радиационных характеристик газов, жидких и твердых веществ и другие.
фото: Коллектив кафедры ВТЭУ (1990 г.)
Большинство студентов активно участвует в научно-исследовательских работах и приобретает навыки исследователя, необходимые в дальнейшей работе.
Наконец следует отметить, что за время обучения в КГТУ студенты могут получить, наряду с основным, дополнительное образование по целому ряду программ, среди которых можно выделить: менеджмент, юриспруденция и экономика, информатика, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, психология, педагогика, социология.
Такая подготовка охватывает практически все аспекты будущей деятельности специалиста и позволяет выпускникам занять достойное профессиональное и социальное место в жизни.